Соответствие международным стандартам

Как обходят мораторий на проверки по охране труда

Охрана труда
О том, как гос. органы обходят мораторий на проведение проверок по охране труда.

Для тех, кто был не в курсе о продлении моратория на проведения плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса, сообщаем что он действует до конца 2020 года.

Однако, государственные органы нашли лазейку как его обойти с помощью введенного риск-ориентированного подхода. Экология и охрана труда конечно же попали под применение риск-ориентированного подхода (№4 и №7 в перечне Правил).

Критерии отнесения деятельности к определенной категории риска

Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска (приложение к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875) довольно просты:

категория высокого риска

показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более

проведение плановых проверок Инспекцией по труду один раз в 2 года

категория значительного риска

показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75

проведение плановых проверок Инспекцией по труду один раз в 3 года

категория среднего риска

показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5

проведение плановых проверок Инспекцией по труду один раз в 5 лет

категория умеренного риска

показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25

проведение плановых проверок Инспекцией по труду один раз в 6 лет

категория низкого риска

показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24

плановые проверки проводиться не должны

Показатели потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда

Расчет показателя потенциального риска проводится по методике, представленной в том же приложении постановления Правительства. На расчет могут влиять численность работников, возможное несоблюдение работодателем обязательных требований трудового законодательства, количество несчастных случаев и травматизма за прошедшие периоды и прочее.

Однако, в приложении приведен перечень значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности:

Наименование основного вида деятельности в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельностиПоказатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ)
1. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыболовство (A)0,49
2. Добыча полезных ископаемых (B)1,49
3. Обрабатывающие производства (C)0,96
4. Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D)0,99
5. Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E)0,97
6. Строительство (F)0,87
7. Транспортировка и хранение (H)0,85
8. Деятельность в области информации и связи (J)0,58
9. Образование (P)0,44
10. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q)0,57
11. Прочие виды экономической деятельности0,2

Перечень видов деятельности и плановых проверок

Так же Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 года N 944 утвержден Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью:

Наименование вида деятельностиОрганы, осуществляющие плановые проверкиПериодичность проведения плановой проверки
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощиорганы, осуществляющие лицинзирование медицинской деятельностине чаще 1 раза в год
органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзорне чаще 1 раза в 2 года
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощиорганы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзорне чаще 1 раза в 2 года
Оказание скорой медицинской помощиорганы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельностине чаще 1 раза в 2 года
Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учрежденияхорганы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельностине чаще 1 раза в год
Оптовая торговля лекарственными средствамиорганы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельностине чаще 1 раза в 2 года
Дошкольное и начальное общее образованиеорганы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзорне чаще 1 раза в год
органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельностине чаще 1 раза в 2 года
Основное общее и среднее (полное) общее образованиеорганы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзорне чаще 1 раза в год
органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельностине чаще 1 раза в 2 года
Деятельность детских лагерей на время каникулорганы, осуществляющие государственный пожарный надзор1 раз перед началом каникул
органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор1 раз перед началом каникул и далее не чаще 1 раза в смену
(позиция в редакции, введенной в действие с 5 февраля 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2011 года №13, - см. Предыдущую редакцию)
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживанияорганы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзорне чаще 1 раза в год
органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в сфере здравоохранения и социального развитияне чаще 1 раза в 2 года

Вывод

Подведём итог: мораторий на проведение плановых проверок инспекцией по труду не распространяется на организации если:

  • вид экономической деятельности отнесен к Перечню работодателей, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью;
  • в организации имеют место быть грубые нарушения трудового законодательства
  • за последние 3 года зафиксированы несчастные случаи на производстве со смертельным исходом
  • категория риска повышена вследствие установления вышеуказанных критериев.
Наверх

ГАРАНТИЯ 100%