28 августа 2019
Для тех, кто был не в курсе о продлении моратория на проведения плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса, сообщаем что он действует до конца 2020 года.
Однако, государственные органы нашли лазейку как его обойти с помощью введенного риск-ориентированного подхода. Экология и охрана труда конечно же попали под применение риск-ориентированного подхода (№4 и №7 в перечне Правил).
Критерии отнесения деятельности к определенной категории риска
Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска (приложение к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875) довольно просты:
категория высокого риска | показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более | проведение плановых проверок Инспекцией по труду один раз в 2 года |
категория значительного риска | показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75 | проведение плановых проверок Инспекцией по труду один раз в 3 года |
категория среднего риска | показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5 | проведение плановых проверок Инспекцией по труду один раз в 5 лет |
категория умеренного риска | показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25 | проведение плановых проверок Инспекцией по труду один раз в 6 лет |
категория низкого риска | показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24 | плановые проверки проводиться не должны |
Показатели потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда
Расчет показателя потенциального риска проводится по методике, представленной в том же приложении постановления Правительства. На расчет могут влиять численность работников, возможное несоблюдение работодателем обязательных требований трудового законодательства, количество несчастных случаев и травматизма за прошедшие периоды и прочее.
Однако, в приложении приведен перечень значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности:
Наименование основного вида деятельности в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности | Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) |
1. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыболовство (A) | 0,49 |
2. Добыча полезных ископаемых (B) | 1,49 |
3. Обрабатывающие производства (C) | 0,96 |
4. Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D) | 0,99 |
5. Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E) | 0,97 |
6. Строительство (F) | 0,87 |
7. Транспортировка и хранение (H) | 0,85 |
8. Деятельность в области информации и связи (J) | 0,58 |
9. Образование (P) | 0,44 |
10. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q) | 0,57 |
11. Прочие виды экономической деятельности | 0,2 |
Перечень видов деятельности и плановых проверок
Так же Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 года N 944 утвержден Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью:
Наименование вида деятельности | Органы, осуществляющие плановые проверки | Периодичность проведения плановой проверки |
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи | органы, осуществляющие лицинзирование медицинской деятельности | не чаще 1 раза в год |
органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор | не чаще 1 раза в 2 года | |
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи | органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор | не чаще 1 раза в 2 года |
Оказание скорой медицинской помощи | органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности | не чаще 1 раза в 2 года |
Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях | органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности | не чаще 1 раза в год |
Оптовая торговля лекарственными средствами | органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности | не чаще 1 раза в 2 года |
Дошкольное и начальное общее образование | органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор | не чаще 1 раза в год |
органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности | не чаще 1 раза в 2 года | |
Основное общее и среднее (полное) общее образование | органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор | не чаще 1 раза в год |
органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности | не чаще 1 раза в 2 года | |
Деятельность детских лагерей на время каникул | органы, осуществляющие государственный пожарный надзор | 1 раз перед началом каникул |
органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор | 1 раз перед началом каникул и далее не чаще 1 раза в смену | |
(позиция в редакции, введенной в действие с 5 февраля 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2011 года №13, - см. Предыдущую редакцию) | ||
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания | органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор | не чаще 1 раза в год |
органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в сфере здравоохранения и социального развития | не чаще 1 раза в 2 года |
Вывод
Подведём итог: мораторий на проведение плановых проверок инспекцией по труду не распространяется на организации если:
- вид экономической деятельности отнесен к Перечню работодателей, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью;
- в организации имеют место быть грубые нарушения трудового законодательства
- за последние 3 года зафиксированы несчастные случаи на производстве со смертельным исходом
- категория риска повышена вследствие установления вышеуказанных критериев.