Нарушения | Статья | Штрафы |
Ненадлежащее осуществление ПЭК (например, нарушение плана-графика проведения ПЭК, невыполнение требуемых инструментальных измерений) | ст.8.1 КоАП РФ | - на должностных лиц - предупреждение или от 2 000 до |
- на юридических лиц - предупреждение или от 20 000 до 100 000 рублей. | ||
Не осуществляется ПЭК за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами | ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ | - на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей; |
- на индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до | ||
- на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | ||
Искажение, сокрытие информации в предоставленной Программе ПЭК и/или Отчете | ст.8.5 КоАП РФ | - на должностных лиц - от 3 000 до 6 000 рублей; |
- на юридических лиц - от 20 000 до 80 000 рублей. | ||
Невыполнение (несвоевременное выполнение) требований по оснащению стационарных источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля | ч.1 ст.8.51 КоАП РФ | - на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 рублей; |
Оснащение стационарных источников выбросов, сбросов системами автоматического контроля с нарушением требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов, сбросов в государственный реестр объектов НВОС. | ч.2 ст.8.51 КоАП РФ | - на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; |
Про отчеты по ПЭК
Вопрос:
Можно ли выполнить корректировку отчета по ПЭК?
Ответ:
Ни одним нормативным документом регулирующим вопросы отчета по ПЭК (Приказ Минприроды России от 18.02.2022г. №109 описывающий Порядок и Приказ Минприроды России от 16.10.2018г. №522 с Методическими рекомендациями) не установлены порядок и сроки для осуществления корректировки, т.е. законом такая возможность не предусмотрена.
Дополнительный ответ:
Если Вы допустили ошибку в поданном Отчёте по ПЭК, то несмотря на отсутствие порядка и обозначенных сроков для корректировки рекомендуем все же её произвести. Исходя из собственной практики ошибки обнаруженные и добровольно исправленные, как правило не караются, а вот если их обнаружит контролирующий орган, то штраф по ст.8.5 КоАП РФ обеспечен.
Напомним, что размер административного привлечения к ответственности по этой статье:
- на должностных лиц - от 3000 до 6000 руб.;
- на юридических лиц - от 20000 до 80000 руб.
И даже если гос.орган будет привлекать к ответственности за сокрытие, умышленное искажение данных по ПЭК, то при предоставлении скорректированного отчета в добровольном порядке до её обнаружение контролирующим органом, всегда можно рассчитывать на смягчающие обстоятельства по ст.4.2 КоАП РФ и приведению дела к малозначительности по ст.2.9 КоАП РФ.
Вопрос:
Для корректного заполнения отчета по ПЭК как определить периодичность проведения замеров ЗВ (загрязняющих веществ) на стационарных источниках выбросов когда в проекте ПДВ (НДВ) плана-графика больше нет?
Ответ:
Сейчас проекты ПДВ (НДВ) действительно не содержат плана-графика контроля ЗВ, но это и не важно, поскольку при правильно разработанной Программе ПЭК, вы найдете график именно в этом проекте. График выполняется в соответсвии с Приказом Минприроды России от 18.02.2022г. №109 и определяет в том числе загрязняющие вещества подлежащие контролю, метод и периодичность контроля. А вот при самом определении периодичности контроля выбросов необходимо руководствоваться ИТС 22.1-2021, который в зависимости от категории источника выброса присваивает загрязняющему веществу определенную категорию/подкатегорию, которая и определяет периодичность инструментального контроля:
а) I категория:
- IА подкатегория - не реже 1 раза в месяц;
- IБ подкатегория - не реже 1 раза в квартал;
б) II категория:
- IIА подкатегория - не реже 1 раза в квартал;
- IIБ подкатегория - не реже 2 раз в год;
в) III категория:
- IIIA подкатегория - не реже 2 раз в год;
- IIIБ подкатегория - не реже 1 раза в год;
г) IV категория - не реже 1 раза в 5 лет.
Дополнительный ответ:
Чтобы говорить о периодичности замеров необходимо предварительно в рамках проекта ПЭК определить вещества выходящие на контроль. Условия выбора довольно простые и определены Приказом Минприроды России от 18.02.2022г. №109 следующим образом:
При этом необходимо учесть, перечень веществ подлежащих государственному учету и контролю по Распоряжению от 08.07.2015г. №1316-р и помнить, что:
- для объектов III категории нормируемыми являются вещества I и II класса опасности;
- для объектов I и II категории применяющих НДТ порядок определения нормируемых веществ регламентирует отдельными отраслевыми документами.
И есть еще одна важная особенность связанная с отчетом ПЭК, это периодичность его сдачи 1 раз в год, что в соответствии с Приказом Минприроды России от 18.02.2022г. №109, отчетным периодом по ПЭК считается год, и поэтому проводить контроль можно в любой день отчетного периода, и при этом необходимость увеличения частоты контроля в зависимости от того, инструментальным или расчетным методом будет проводиться контроль не предусмотрено.
ВЫВОД: периодичность для объектов II (без НДТ) и III категории НВОС - один раз в год на каждом источнике, который попадает под критерии (на картинке) Приказа Минприроды России от 18.02.2022г. №109. Для объектов I и II (по НДТ) все индивидуально, поскольку системы автоматического контроля на источниках и отраслевых нормативов никто не отменял.
Вопрос:
Вносятся ли сведения о проведенных замерах на ГОУ (ПГОУ) в отчет по ПЭК?
Ответ:
Нет, не вносятся ни в план-график контроля программы ПЭК, ни в отчёт ПЭК, если выброс по результатам рассеивания менее 0,1 ПДК. Более подробное обоснование почему так можно прочесть в ответе на вопрос "Для корректного заполнения отчета по ПЭК как определить периодичность проведения замеров ЗВ (загрязняющих веществ) на стационарных источниках выбросов когда в проекте ПДВ (НДВ) плана-графика больше нет?".