Актуальные правила нормирования в обращении с производственными отходами - База знаний ПЭК ЭКО

Соответствие международным стандартам

Актуальные правила нормирования в обращении с производственными отходами

ЭкологияЗаконыНачинающему экологу

С начала 2019 года система нормирования в области обращения с производственными отходами опирается на категории объектов НВОС. Для объектов разных уровней назначены разные виды разрешительной документации. Если не соблюдать установленное законодательство в области обращения с отходами, назначаются штрафы для юрлиц и ИП.

Отталкиваясь от закона № 7-ФЗ, все юрлица до 1.01.2017 года обязаны были поставить на госучёт свои производственные площадки в качестве объектов, оказывающих НВОС. При постановке на учёт объекту назначается категория в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 10292. Объекты, оказывающие НВОС, делятся на 4 категории, в зависимости от степени вредоносного воздействия.

Требование об установлении нормативов формирования токсичных отходов и лимитов на их хранение и размещение (НООЛР) в целях предотвращения НВОС, можно найти в статьях 21 и 24 Закона, № 7-ФЗ. В Законе № 89-ФЗ? эти требования прописаны более точно. Так, в статье 18 данного закона определены категории объектов НВОС, для которых юрлица (ИП) обязаны разработать НООЛР.

Кто разрабатывает НООЛР?

НООЛР разрабатываются юрлицами и ИП, ведущими производственную, хозяйственную и другую деятельность на объектах 1-й и 2-й категорий, и не разрабатываются для объектов 3-й и 4-й категорий. При этом, юрлица и ИП, пользующиеся объектами 3-й категории, обязаны отправлять отчётность о формировании, эксплуатации, обезвреживании и хранении отходов.

Посредством отчётности отражаются актуальные сведения об отходах, и фактически, устанавливаются лимиты на размещение по аналогии с прежним отчётом субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), требование о представлении которого утратило силу. На сегодня форма отчётности и сроки её сдачи для объектов 3-й категории на законодательном уровне не утверждены.

Действующими документами по разработке НООЛР является Порядок разработки и утверждения НООЛР и Методические указания по разработке проектов НООЛР.

Нужно ли согласовывать и утверждать НООЛР?

Ответ зависит от категории эксплуатируемых объектов, так как для разных категорий с 2019 года были установлены различные типы разрешительной документации.

1-я категория. Для юридических лиц или ИП, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах 1 категории, НООЛР устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (КЭР). В соответствии с приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 5106 заявка на получение КЭР должна содержать обоснование НООЛР.

В связи с тем, что КЭР юридические лица и ИП вправе получить до 1 января 2025 года, на период до этой даты устанавливаются переходные положения, касающиеся разрешительной документации, в том числе НООЛР. Так, в соответствии с Законом № 219-ФЗ7 в редакции Закона № 496-ФЗ? (п. 1.1 ст. 11) с 1 января 2019 года и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ. Решения и документы действуют до дня получения КЭР.

2-я категория. Юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах 2-й категории, включают информацию об объёме или о массе образовываемых и размещаемых отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду, в соответствии с проектом НООЛР. Таким образом, происходит декларирование только тех отходов, которые направляются для размещения на полигоны, и что фактически является установлением лимитов на размещение отходов.

Прилагать обоснование НООЛР к декларации приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509% не предусмотрено. Также в настоящее время не предусмотрено какой-либо процедуры рассмотрения и утверждения декларации. Возможно, в дальнейшем в соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона № 89-ФЗ будет установлен новый порядок разработки, рассмотрения, согласования или утверждения НООЛР в уполномоченных государственных органах.

На основании изложенного, делаем вывод, что действующим законодательством не предусмотрено отдельного согласования проекта НООЛР в территориальных органах Росприроднадзора либо в органах исполнительной власти субъекта РФ. Субъекты МСП, эксплуатирующие объекты и 1-2 категорий. В соответствии с ранее действовавшим законодательством в сфере обращения с отходами таким юридическим лицам и ИП не требовалась разработка, НООЛР, но с 2019 года ситуация поменялась. В связи с введением требований к разрешительной документации, в зависимости от категории объекта НВОС, у всех юридических лиц и ИП, в том числе у субъектов МСП, эксплуатирующих объекты 1 и 2 категорий, появилась обязанность по разработке НООЛР.

Субъекты МСП, использующие объекты 1-й категории, оказались в достаточно непростой ситуации – переходного периода для получения НООЛР нормативными документами не предусмотрено, а возможность подать на согласование проект НООЛР в органы Росприроднадзора и органы исполнительной власти субъектов РФ появилась только с 1.01.2019 года. Документы рассматривают в течение 30 рабочих дней. То есть, даже при подаче документов в первый рабочий день 2019 года возникает период деятельности организации без НООЛР, что может привести к административной ответственности. В подобной ситуации оказались и субъекты МСП, использующие объекты 2-й категории.

Административная ответственность и штрафы

За ведение деятельности без КЭР, согласно статье 8.47 КоАПРФ, следует наложение административного штрафа:

  • 4-10 тыс.руб. – на должностных лиц;
  • 50-100 тыс.руб. – на юридических лиц.

За сокрытие информации или при умышленном искажении информации в декларации о воздействии на ОС, в соответствии со статьёй 8.5 КоАП РФ, полагается административный штраф:

  • З-б тыс.руб. – на должностных лиц;
  • 20-80 тыс.руб. – на юридических лиц.

Статья 8.2 КоАП РФ может быть применена при отсутствии утверждённых НООЛР у юрлиц и ИП, использующих объекты 1-й категории, в период до получения КЭР. В этом случае, административный штраф составляет:

  • 10-30 тыс.руб. – для должностных лиц;
  • 30-50 тыс.руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – для юрлиц.

Если субъект МСП, ведущий предпринимательскую деятельность, не разработал и не утвердил НООЛР, он выплачивает штраф 100-250 тыс.руб., или работа производства приостанавливается до 90 суток.

Итоги по теме

С 01.01.2019 года нормирование в сфере обращения с опасными отходами зависит от присвоенных объекту НВОС категорий. Для объектов 1 и 2 категорий требуется разработать НООЛР. По объектам 3-ей категории в уведомительном порядке должна быть представлена отчётность о формировании, использовании, обезвреживании отходов, Для 4-й категории объектов НВОС требований в сфере нормирования обращения с отходами не установлено.

Если у вас остались какие-либо вопросы по данной теме, вы можете их смело задать специалистам компании «ПЭК». Мы ответим на все ваши вопросы по телефону: 8 (995) 220-70-16 или через электронную почту. Будем рады сотрудничеству!

Наверх

ГАРАНТИЯ 100%