Парниковые газы с точки зрения закона - База знаний ПЭК ЭКО
8 (995) 220-70-16

Пн - Пт с 8:00 до 18:00

Соответствие международным стандартам

Соответствие международным стандартам

Парниковые газы с точки зрения закона

Экология

Одним из новых законодательных определений является термин «парниковые газы». Постоянно появляется много вопросов вокруг этой темы, так что стоит более подробно в ней разобраться.

Введение понятия и обозначение проблемы

Российская Федерация взяла направление на уменьшение выбросов парниковых газов и снижение риска появления парникового эффекта. Этот вопрос был проработан на государственном уровне, так что профильные специалисты создали соответствующую законодательную базу.

Основным документом считается Климатическая доктрина РФ. В ее рамках появился Указ Президента РФ, датированный 30.09.2013 г. N 752 «О сокращении выбросов парниковых газов».

Этот документ предусматривает, что уже к 2020 году объем выбросов парниковых газов обязательно должен быть уменьшен до показателей, которые составляют 75% от общего количества выбросов состоянием на 1990 год. Более того, был разработан шестимесячный план мероприятий , которые были направлены на уменьшение выбросов парниковых газов. В нем присутствует разделение по отдельным экономическим секторам. В итоге документ был создан в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 2 апреля 2014 г. N 504-р.

Что представляют собой парниковые газы?

Это газообразные вещества антропогенного или естественного происхождения. Они в состоянии поглощать и переизлучать инфракрасное излучение. 

В соответствии с киотским протоколом отслеживается 6 основных распространенных видов парниковых газов. К ним относятся:

  • углекислый газ (CO2);
  • закись азота (N2O);
  • метан (CH4);
  • перфторуглероды (ПФУ);
  • гидрофторуглероды (ГФУ);
  • гексафторид серы (SF6).

План по уменьшению объема выбросов

Этот документ состоит из трех базовых частей:

  1. Создание специальной системы, которая будет учитывать количество выбросов газов из данной группы.
  2. Профессиональная оценка и прогнозирование объемов парниковых газов, которые появятся в атмосфере до 2020 года. Определение количества выбросов на момент до 2030 года с учетом потенциала уменьшения выбросов по отдельным секторам экономики.
  3. Меры регулирования данной ситуации, предусмотренные государственными органами.

Первый этап стал выполнимым еще в 2015 году. Для этих целей была создана Концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в РФ.

Инвентаризация выбросов

Субъекты хозяйствования на территории России могут самостоятельно выполнять инвентаризацию парниковых газов. Для этого были утверждены специальные методические рекомендации, которые дают возможность выполнять добровольную инвентаризацию в соответствии с установленными нормами. Эти рекомендации предназначаются для упрощения учета выбросов, которые имеют антропогенное происхождение.

Лучше всего проводить добровольный вариант инвентаризации раз в год. Благодаря использованию этого нормативного документа есть возможность:

  • представить и подготовить отчеты для информирования заинтересованных людей;
  • определить реальные объемы выбросов в рамках административных границ;
  • на основании готовых отчетов о результатах инвентаризации определяются долгосрочные цели по уменьшению количества выбросов.

Стоит указать, что данное руководство предназначается для глобального сбора и анализа данных по парниковым газам, а не для отдельных природопользователей. Для получения более точных результатов применяются специальные статистические и математические методы. Это позволяет получить понимание текущей ситуации с парниковыми газами и тем, как именно они загрязняют атмосферу. 

Расчет выбросов

Для исполнения плана мероприятий были созданы специальные методические указания. Они помогут определить сам порядок определения парниковых газов. Это требуется для целей отчетности, проверки и отслеживания выбросов в соответствии с Концепцией. Утверждение алгоритма расчета выбросов и их количества может быть осуществлено исключительно государственными органами. 

На момент выхода пакета упомянутых документов обычным предприятиям пока волноваться было не о чем. Федеральный закон о государственном регулировании выбросов парниковых газов тогда отсутствовал, соответственно, делать расчеты парниковых газов от собственного производства было не обязательно.

Постановка на учет объектов НВОС

Специальная форма заполнения заявки для постановки на учет объектов отрицательного воздействия на окружающую среду появилась в 2015 году. В данной форме обязательно требовалось указать конкретный источник загрязнения. Также обязательно требовалось указать фактическую массу выбросов углекислого газа. Со временем в заявке появились дополнительные пункты для отметки.

Название документа «Фактическая масса выбросов» был заменен на «Фактическая масса выбросов парникового газа в пересчете на углекислый газ (СО2-эквивалент)». Расчет такого показателя обеспечивается благодаря Приказу Минприроды РФ от 30 июня 2015 года № 300. При этом фактическая масса выбросов всегда пересчитывается на углекислый газ.

Отчет о косвенных энергетических выбросах

Минприроды России 29.06.2017 года выпустило Приказ под номером 330 «Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов». Он был создан в рамках п. 5 Плана мероприятий.

Соответствующими указаниями должны руководствоваться компании, которые осуществляют хозяйственную и другую деятельность на территории страны. Благодаря использованию установленной методики есть возможность определять объемы энергетических выбросов косвенного типа. Эти выбросы являются результатом обычной хозяйственной деятельности предприятия, которое получает генерируемую электрическую и тепловую энергию. Такие показатели являются также обязательными в при проверке объема выбросов парниковых газов. 

Статистика по этому показателю подводится ежегодно, сдается соответствующая отчетность. Особенность состоит в том, что данные подготавливает каждый отдельный филиал или другое структурное подразделение компании. В отчетность можно вносить информацию и в целом по организации. В методичке указаны все рекомендации по заполнению в обоих случаях.

Закон об ограничении парниковых газов

Уже давно была анонсирована работа над законом, который будет регулировать сами объемы выбросов парниковых газов. В 2021 году он появился. С его помощью получается регулировать отношения в сфере хозяйственной и прочей деятельности, которая осуществляется на территории России, а также сопровождается выбросами парниковых газов. 30 декабря 2021 года он вступил в силу. 

В этом законодательном акте присутствует несколько основных принципов ограничения выбросов, а также основные меры, которые для этого принимаются:

  • установление целевых показателей по сокращению;
  • наличие соответствующего государственного учета;
  • поддержка направления уменьшения количества выбросов, а также увеличения их поглощения.

Правительство также работает над тем, чтобы установить определенный показатель выбросов, который станет целевым для разных отраслей в нашей экономике. Уполномоченные им органы делают соответствующий прогноз и сравнивают его с достигнутыми результатами. При этом они также разрабатывают количественные методики определения выбросов, ведут соответствующий кадастра. 

Отчет о выбросах

Обязательно ли организациям вести соответствующую документацию и подавать отчеты в контролирующие органы? Закон обязывает делать это в случае, если работа организации сопровождается:

  • выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период с 1 января 2024 года;
  • выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период до 1 января 2024 года.

На данный момент критерии не слишком точные. Уточнить все новые особенности расчета должно Правительство. 

Вторая категория организаций обязана начать подавать соответствующие отчеты уже с начала 2023 года. Первая категория была перенесена на начало 2025 года, так что пока что представители этой группы организаций могут не волноваться о необходимости заполнения соответствующих документов. 

Помимо этого, ежегодно до июля года, следующего за отчетным, регулируемые организации обязаны предоставлять соответствующую отчетность. Полученная информация ложится в основу кадастра парниковых газов. Стоит уточнить, что перечень отображенных в этом документе газов будет доступен Правительству. 

Климатические проекты

Все субъекты предпринимательской деятельности могут реализовывать экологические проекты. Эта возможность реализована благодаря новому законодательству. Данные о проектах парниковых газов обязательно включаются в реестр углеродных единиц. Их можно будет верифицировать и выпускать в обращение. Верификация будет выполняться в порядке, который будет установлен требованиями Правительства. 

Если такие единицы были выпущены в обращение как итог воплощения климатического проекта, то их обязательно зачисляют на счет его исполнителя. Данные появляются в соответствующем реестре. Выпущенные в обращение такие единицы обязательно учитываются при оценке целевых показателей уменьшения количества выбросов в атмосферу.

Реестр углеродных единиц собирает информацию об углеродных единицах и их движению внутри созданной системы, а также о климатических проектах.

Создание и ведение реестра углеродных единиц и проведение всевозможных операций с ними осуществляются оператором. Для того, чтобы использовать такие единицы, нужно открыть соответствующий счет на основе договора. 

После выпуска в обращение таки единиц они зачисляются оператором вручную на исполнителя проекта. Возможна также их передача другому лицу на основании документов, предоставленных владельцем. Есть возможность зачислять их на счет, снимать единицы из обращения и передавать их. Владелец таких единиц также имеет право принимать решение о зачете соответствующих единиц для уменьшения углеродного следа. 

Наверх

Cкидка 10%