23 декабря 2021
Нововведенные особенности обращения с отходами 1 и 2 классов опасности
Сразу стоит отметить, что начало изменениям положили два федеральных закона, принятых еще в 2019 году: ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ФЗ от 26.07.2019 N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Законы ввели в сфере экологии такие понятия как российский экологический оператор и федеральный оператор по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности»/ «оператор по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности». Вследствие этого на ФГУП Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» были возложены обязанности федерального оператора по обращению с отходами.
Теперь, согласно закону N 225-ФЗ, хозяйства, имеющие отходы 1 и 2 классов опасности, при наличии соответствующих объектов размещения либо обезвреживания отходов, могут самостоятельно с ними обращаться. Если таких объектов нет, то необходимо отходы передать по договору федеральному оператору.
Теперь о том, как выполняется передача. ФГУП «ФЭО» будет управлять этим вопросом через созданный портал ФГИС ОПВК, который уже успели протестировать его на Кировской, Иркутской, Саратовской, Томской, Нижегородской, Курганской областях и Удмуртской Республике. Суть заключается в том, что в этом портале будут регистрироваться те компании, которые имеют лицензию, и другие юридические лица, которые не имеют лицензии, но имеют отходы 1 и 2 класса опасности. Для того чтобы они имели возможность передать на утилизацию отходы, они должны зарегистрироваться на портале и оформить заказ.
Передача заказа осуществляется с помощью котировок, то есть, торговли, далее на конкурсной основе выбирается исполнитель - лицензиат, который должен будет впоследствии заниматься утилизацией.
То есть, теперь невозможно самостоятельно выбирать исполнителя и устанавливать ценообразование.
Кроме того, оплата за утилизацию будет приходить государственной структуре, а исполнитель сможет получить ее только после выполнения заказа. При этом общеизвестно, что многие утилизационные компании работают по системе предоплаты, и неизвестно, каким образом на них скажутся эти нововведения.
Отказаться от заключения договора запрещается, а все формы договоров в обязательном порядке утверждаются Правительством РФ. Типовые договоры утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 N 1363.
Все услуги оказываются по тарифам, устанавливаемым Правительством РФ. При этом федеральный оператор может:
- принимать от региональных операторов ТКО отходы 1-2 класса, которые входили в состав ТКО;
- передавать полномочия по сбору таких отходов операторам;
- передать отходы операторам по обращению с отходами 1-2 класса опасности.
Обязательное получение лицензии на обращение с отходами всех видов
Первое, о чем стоит сказать – это лицензирование. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь лицензии на отходы 1,2 классов по закону N 458-ФЗ, если их деятельность предусматривает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, размещение отходов. Получение документа занимает от четырех месяцев, срок выдачи определяется в зависимости от сложности деятельности, которой вы занимаетесь. Обращаем ваше внимание на штраф за отсутствие лицензии – до 250 000 рублей.
Введение федеральной схемы и расширение учета ТКО
Во-первых, изменения коснулись правил обращения с отходами, и Правительство РФ совместно с Государственной информационной системой учета и контроля за обращением с отходами 1 и 2 классов опасности разработали и ввели Федеральную схему обращения с отходами. Все, что относится к утверждению и корректировке схемы, можно найти в Постановлении Правительства РФ от 10.10.2019 N 1305. А все детали относительно контроля и учета за обращением с отходами 1 и 2 классов опасности – в Постановления N 1346.
Во-вторых, федеральная схема обращения с ТКО была расширена и доработана, а также была создана Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов, именуемых ТКО.
В таком учете обязательно должна быть отражена следующая информация:
- Источники ТКО;
- Места накопления отходов, раздельное накопление отходов;
- Схемы потоков отходов;
- Места, где производится обработка, обезвреживание, утилизация или размещение ТКО;
- Балансы относительно количества образованных, утилизированных, обезвреженных и захороненных ТКО;
- Тарифы и договора в сфере обращения с отходами;
- Единицы измерения количества ТКО и другие измерительные системы;
- Нормативные накопления ТКО.
Что должна включать в себя федеральная схема обращения с отходами 1-2 классов опасности?
В данную схему обязательно должна входить следующая информация:
- Виды отходов, источники и нормативы образования отходов, лимиты размещения;
- Местонахождение отходов, технические параметры объектов, на которых происходит обработка обезвреживание и утилизация, либо размещение отходов 1 и 2 классов опасности;
- Операторы по обращению с отходами;
- Количество обработанных отходов;
- Целевые показатели по обезвреживанию и размещению отходов 1 и 2 классов опасности;
- Схемы потоков отходов от источника до конечного объекта;
- Баланс количественных характеристик образования отходов с мощностями по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению;
- Оценка необходимости и, если все-таки необходимость имеется, данные о планируемое строительство, реконструкция, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов 1 и 2 классов опасности.
Какие изменения вводятся с 2021 года?
Федеральный оператор по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности осуществляет деятельность по 6 видам обращения с опасными отходами, привлекая операторов на основании заключенных договоров и в соответствии с федеральной схемой либо самостоятельно. Данное изменение прописано в законе N 225-ФЗ, а точнее, в ФЗ от 02.07.2021 N 356.
Однако стоит отметить, что данное нововведение будет актуально лишь с 1 марта 2022 года.
Соответственно, договоры между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые заключены до дня вступления в силу ФЗ-225, действуют не до истечения 1 календарного года со дня утверждения федеральной схемы обращения с отходами 1 и 2 классов опасности, а с 1 марта 2022 года, если меньший срок не предусмотрен такими договорами.