В современном мире приходится учитывать тот факт, что практически любое производство тем или иным образом наносит вред нашей среде обитания. Практически невозможно полностью избежать выбросов и сбросов вредных веществ в воду, воздух, а также в виде отходов. В попытках сохранить природу и ограничить возможный ущерб окружающей среде, люди разработали экологические нормативы, призванные установить лимиты допустимого вреда.
В данной статье мы рассматриваем вопрос сущности экологических нормативов и их виды. Компания «ПЭК» готова предоставить более подробную информацию, а также рассмотреть данный вопрос применительно к Вашему предприятию в процессе консультации – смело обращайтесь к нам по любым непонятным вопросам!
22 июня 2020
1. Экологические нормативы - определение
Экологические нормативы представляет собой установленные государством и законодательством лимиты допустимого ущерба, наносимого производством окружающей среде. Их главная функция – сохранить и обеспечить биологическое разнообразие и состав экосистем.
Экологические нормативы относятся и к качествам окружающей среды, и к допустимому уровню влияния на нее хозяйствующими субъектами. Кроме того, существуют нормативы, контролирующие любое воздействие предприятия на природу, а также возможность прогнозировать и предотвращать его.
2. Правовые основы экологического нормирования
Вопрос экологических нормативов регламентируется Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) “Об охране окружающей среды”. Согласно данному документу, абсолютно любое предприятие, наносящее своей деятельностью ущерб окружающей среде, обязано соблюдать установленные экологические нормативы. В противном случае к предприятиям будут применены серьезные штрафные санкции.
В 5 главе ФЗ “Об охране окружающей среды” установлены лимиты выбросов и сбросов токсичных отходов, которые допустимо производить, а также нормативные показатели последствий неблагоприятного воздействия производств на среду обитания.
Также в данном ФЗ указываются виды ответственности, которая может наступить в результате экологических нарушений. Они попадают под административное, гражданское и даже уголовное право.
3. Процесс разработки экологических нормативов
Разработка экологических нормативных показателей начинается с цикла научно-исследовательских работ, которые призваны обосновать данные лимиты. Для публикации нормативов также необходимо привести основания для их разработки или пересмотра. После утверждения нормативных показателей, должен производиться анализ полученных результатов и использования нормативов.
4. Виды экологических нормативов
Согласно ФЗ «“Об охране окружающей среды», нормативы можно подразделить на:
- химические нормативы – например, нормативы предельно допустимого содержания каких-либо веществ в атмосфере
- физические нормативы – например, показатель уровня радиации
- биологические нормативы – показатель разнообразия флоры и фауны на определенной местности (число видов животных и растений), сохранности биосистемы
- иные нормативы (определяются с помощью специфических лабораторных методов и зрительного наблюдения за процессами внешней среды).
Изучим подробнее конкретные действующие нормативы.
Осуществление контроля состава и свойств сточных вод
Порядок контроля состава и свойств сточных вод претерпел изменения с 1 июня 2020 года. Новые Правила контроля регламентируются Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728.
По новому порядку, алгоритм расчета нормативов и исчисления платы за сброс точных вод теперь является единым для всех регионов, в то время как ранее каждый регион был самостоятельно ответственен за установление лимитов и определение размера штрафов.
К вопросу контроля сточных вод также относится понятие предельно допустимых сбросов (ПДС) и проекта по ПДС, который необходим всем предприятиям, сбрасывающим сточные воды в водные объекты.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов
Устанавливаются для предприятий, у которых есть стационарный источник неблагоприятных выбросов или сбросов. Перечень официально зарегистрированных вредных веществ размещен после этого абзаца
Лимиты на выбросы и сбросы
Ранее деятельность предприятий регулировалась установленными лимитами на выбросы и сбросы ЗВ. Однако на текущий момент времени они заменены временно разрешенными выбросами (ВРВ) и временно разрешенными сбросами (ВРС), как и зафиксированы в ФЗ “Об охране окружающей среды”. Для объектов различных категорий порядок их установления различается. Например, у объектов 1 категории есть следующие возможности:
- установить лимиты ВРВ и ВРС таким же образом, как ранее, до получения КЭР
- установить лимиты ВРВ и ВРС в процессе получения КЭР – этот вариант может быть применен только в случае наличия у организации одобренной программы повышения экологической эффективности.
Что же касается объектов 2 и 3 категории, то для них ВРВ и ВРС устанавливается через соответствующие разрешения.
ВРВ и ВРС могут быть установлены только в рамках осуществления плана мероприятий по охране окружающей среды. Поэтому для объектов 2 и 3 категории ВРВ и ВРС определяются в ходе выполнения этого плана.
Расчет НДВ (нормативов допустимых выбросов) и НДС (нормативов допустимых сбросов) обязателен для объектов 1 и 2 категории в процессе строительства и уже готовых и функционирующих объектов 2 категории. В то же время их не устанавливают для объектов 3 и 4 категорий, если они не используют в своей работе высокотоксичные и радиоактивные вещества.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
Документ, регулирующий данный вид нормативов - Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к деятельности юр. лиц и ИП на объектах 1 категории. Регламент вступил в силу 6 июня 2020 года.
Технологические нормативы
Технологические нормативы представляют собой ограничения по количеству допустимых выбросов и сбросов вредных веществ. Они являются обязательными для объектов 1 категории опасности и устанавливаются КЭР. Таким образом, КЭР – это основной и главный документ для предприятий 1 категории.
Если Ваше предприятие было включено в утвержденный Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 список из 300 пилотных объектов 1 категории, то Вам необходимо получить КЭР до 31 декабря 2022 года. Если Ваше предприятие не попадает в этот список, Ваш срок получения КЭР - до 1 января 2025 года.
В том случае, если компания располагает сразу несколькими объектами 1 категории, КЭР необходимо получать на каждый из них по отдельности. Если кроме объектов 1 категории, в ее владение также водят объекты иных классов, то экологические нормативы не включаются в КЭР.
Санкции за отсутствие КЭР предусматривают штраф до 100 000 рублей.
Для производственных площадок 1 категории также обязательным является разработка программы ПЭК и составление статистической отчетности по форме 2-ТП. Отчет по ПЭК должен быть сдан в срок до 25 марта следующего за отчетным года.
Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС)
В то время как для объектов 1 категории главным разрешительным документом является КЭР, для объектов 2 категории таким документом служит ДВОС. Она включает в себя:
- информацию о количестве выбросов и сбросов ЗВ и отходов
- информацию о происшествиях, вызвавших неблагоприятное воздействие на внешнюю среду, в течение последних 7 лет
- комплекс природоохранных мер, которые входят в план компании
- данные о программе ПЭК, разработанной для этого предприятия
Таким образом, деятельность предприятий 2 категории, а именно ее лимиты ЗВ и отходов, определяются ДВОС. Одновременно с ней подаются расчеты НДВ и НДС. Согласно законодательству, Декларацию необходимо получать раз в 7 лет.
Нормативы и отчетность в уведомительном порядке для объектов 3 и 4 категории
Объекты 3 категории – это объекты, которые способны нанести внешней среде лишь минимальный вред, поэтому к ним применяются лишь упрощенные меры экологического контроля. К примеру, они могут рассчитывать НДВ и НДС только для радиоактивных, мутагенных, канцерогенных и высокотоксичных веществ, если таковые используются в производстве. Тем не менее, они, так же как и другие категории, оплачивают НВОС. Для того, чтобы подсчитать размер оплаты, от них требуется предоставление данных о выбросах и сбросах ЗВ (кроме 1 и 2 класса опасности) и отходов.
Предприятия 4 класса - это объекты, чья деятельность не затрагивает окружающую среду и не вредит ей. Их функционирование не подлежит экологическому контролю. Однако если в распоряжении компании находятся несколько объектов 4 и других категорий, плата НВОС должна быть внесена за каждый объект, включая 4 категорию.
Подчеркнем еще раз, что за грамотным составлением экологической документации необходимо обращаться к специалистам-экологам, которые смогут учесть все особенности функционирования Вашего предприятия и ознакомлены с актуальным законодательством в сфере экологии. Компания «ПЭК» будет рада предложить Вам свои услуги по составлению и ведению отчетности, разработке экологических проектов. Мы ждем Ваших обращений и вопросов!