О государственном экологическом надзоре на предприятиях. Часть 1 - База знаний ПЭК ЭКО
8 (995) 220-70-16

Пн - Пт с 8:00 до 18:00

Соответствие международным стандартам

Соответствие международным стандартам

Официальный член торгово-промышленной палаты

О государственном экологическом надзоре на предприятиях. Часть 1

ЭкологияЗаконыНачинающему экологу

Государственный экологический надзор проводят уполномоченные органы власти. Надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства посредством организации и проведения проверок деятельности субъектов. Госэконадзор проводится как на федеральном, так и на региональном уровнях. Федеральный госэконадзор осуществляется Росприроднадзором, а региональный – органами исполнительной власти субъектов РФ.

Полномочия органов государственной власти РФ, связанных с охраной ОС, регламентированы Законом № 7-ФЗ. Порядок федерального госэконадзора установлен Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 4262. Региональный госэконадзор выполняется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта, РФ, то есть правовым актом субъекта РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Закона № 7-ФЗ, госэконадзор состоит из 15-ти видов надзора, из которых стоит выделить 5 основных видов:

  1. Охрана атмосферного воздуха;
  2. Использование и охрана водных объектов;
  3. Правильное обращение с опасными отходами;
  4. Рациональное использование недр;
  5. Земельный надзор.

Госучёт объектов и определение уровня поднадзорности

Федеральный госэконадзор организуется и проводится на производственных объектах, негативно влияющих на окружающую среду (НВОС) и включённых в список, утверждённый Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Список объектов, подлежащих федеральному госэконадзору, устанавливается на основании правил, установленных в постановлении Правительства, РФ от 28.08.2015 № 9033. Присвоение опасному объекту, оказывающему НВОС, 1, 2, 3 или 4-й категории проводится при его постановке на госучёт. Плановые проверки проводятся на основе ежегодных планов с учетом риск-ориентированного подхода. Категория объекта НВОС и уровень его поднадзорности зависят от характеристики объекта.

Для постановки объектов НВОС на госучёт в органы госэконадзора, в зависимости от поднадзорности подаётся заявка в соответствии с приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 5549. Постановка на госучёт, в том числе присвоение категории и определение уровня поднадзорности объекта (федерального или регионального), проводится, исходи из характеристик каждого объекта НВОС. При постановке на учёт объект вносится в государственный (федеральный или региональный) реестр.

Государственный экологический надзор

Критерии федерального надзора закреплены в Постановлении Правительства РФ №903 от 28.08.2015г., вступивший в силу с 1 января 2019г. они учитываются как нами при заявлении категории, так и госорганом при ее присвоении. По умолчанию, если ваша компания не попадает под действие указанных в Постановлении критериев подлежит региональному надзору.

Плановая проверка предприятия

Плановые проверки, проводимые государственными инспекторами, носят комплексный характер в отличие от внеплановых, когда проверяются только отдельные направления деятельности компании.

При плановой комплексной проверке в обязательном порядке проверяется деятельность в сфере:

  • охраны атмосферного воздуха;
  • использования и охраны водных объектов;
  • обращения с отходами производства и потребления;
  • геологического изучения, рационального использования и охраны недр;
  • охраны и использования земель.

Объектом плановой проверки является соблюдение предприятием природоохранных требований, установленных нормативными правовыми актами. Плановая проверка проводится в форме документарной или выездной проверки в соответствии с ежегодным планом плановых проверок.

Категории объектов НВОС в зависимости от уровня воздействия:

  • 1 категория – объекты, оказывающие большое негативное воздействие и относящиеся к сферам применения наилучших доступных технологий;
  • 2 категория – объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие;
  • 3 категория – объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие;
  • 4 категория – объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие.

Критерии определяют по Постановлению Правительства РФ №1029 от 28.09.2015г.

Риск-ориентированный подход

При проведении государственного экологического надзора и планирования проверок предприятий используется риск-ориентированный подход». Категория риска присваивается в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 8068. Отнесение объектов гос. надзора, к определённой категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, категориям риска, согласно приложению к Положению о федеральном государственном экологическом

Основанием для включения проверки объектов чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода, с даты ввода в эксплуатацию объекта гос. надзора или окончания последней плановой проверки.

Территориальные органы Росприроднадзора ведут перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска. Объект госнадзора включается в такой перечень на основании решения территориального органа Росприроднадзора об отнесении объекта к соответствующей категории риска. Критерии отнесения производственных объектов, которые оказывают НВОС, к определённой категории риска для регионального госэконадзора и особенности такого надзора определены постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 № 14108.

Распоряжение и уведомление о проверке

Проверка на предприятии организуется на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа, государственного надзора. Плановая выездная проверка проводится по месту нахождения юридического адреса предприятия и (или) по месту фактической деятельности.

Периодичность плановых проверок в отношении объектов государственного надзора:

  1. Категория высокого риска: 1 раз в два года.
  2. Категория чрезвычайно высокого риска: 1 раз в год.
  3. Категория значительного риска: 1 раз в 3 года.
  4. Категория среднего риска: не чаще одного раза в 4 года.
  5. Категория умеренного риска: не чаще одного раза в 5 лет.
  6. Категория низкого риска: плановые проверки не проводятся.

Проведение проверки

Проверка может проводиться только государственными инспекторами, которые указаны в распоряжении органа госнадзора. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения гос. инспектора и обязательного ознакомления руководителя предприятия или уполномоченного представителя с:

  • распоряжением о проведении выездной проверки;
  • одновременным вручением копии распоряжения, заверенной печатью;
  • полномочиями лиц, проводящих выездную проверку;
  • целями, задачами, основаниями проведения проверки;
  • видами и объемом мероприятий по надзору;
  • сроками и условиями проведения проверки;
  • составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

По просьбе уполномоченного представителя юрлица, ИП гос. инспектора, обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по надзору и порядком их проведения, а также предоставить информацию о своем надзорном органе, об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

При проведении проверки гос. инспектора территориальных органов Росприроднадзора руководствуются административными регламентами, утвержденными приказами Минприроды России от 29.06.2012 № 19120 и от 29.06.2012 № 1967. Уполномоченный представитель юридического лица, ИП обязан предоставить гос. инспекторам, проводящим выездную проверку возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки и предоставить доступ на территорию, в используемые здания и к оборудованию. После ознакомления с документацией инспектора делают обход территории предприятия, чтобы проверить степень исполнения природоохранных требований на производственных участках, площадках, в цехах и т.д.

Одновременно на предприятии проверяется организация лабораторно-аналитического контроля в составе производственного экологического контроля (для предприятий, имеющих источники загрязнения водных объектов, атмосферного воздуха, почв на объектах, где образуются отходы, и в иных случаях, когда необходима информация о составе и свойствах контролируемых объектов по химическим, биологическим показателям воздействия и так далее).

Инспекторы могут привлекать к проведению проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие на момент проверки в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым предприятием. При этом привлекаемые для отбора проб экспертные организации должны быть аккредитованы в установленном законодательством порядке.

Проверочные листы

При осуществлении плановых проверок инспекторы территориальных органов Росприроднадзора должны использовать специальные проверочные листы, утверждённые приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 № 4477.

Что содержится в проверочных листах:

  • 63 общих вопроса по охране окружающей среды и природопользования;
  • 79 вопросов по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр;
  • 11 вопросов по охране и эксплуатации земель;
  • 66 вопросов по обращению с отходами;
  • 28 вопросов по охране атмосферного воздуха;
  • 101 вопрос по использованию и охране водных объектов.

В форме проверочного листа указываются место проведения плановой проверки и используемые юридическим лицом, ИП производственные объекты. В случае проведения проверки по нескольким адресам или в отношении нескольких производственных объектов все они указываются в форме проверочного листа. При перечислении проверяемых объектов, оказывающих НВОС, сообщаются присвоенные им при постановке на государственный учет коды. В форме проверочного листа отражаются все производственные объекты юридического лица (ИП), которые были проверены.

Проверочный лист по результатам проверки по каждому направлению надзора заполняется один независимо от количества, адресов мест осуществления деятельности и производственных объектов у проверяемого лица. Проверочный лист должен быть оформлен вместе с актом проверки непосредственно после завершения проверки и приложен к нему. Экземпляр акта проверки с приложением копии проверочного листа вручается уполномоченному представителю юридического лица (ИП). Использование проверочных листов при проведении внеплановых проверок Законом № 294-ФЗ не предусмотрено.

Если у вас остались какие-либо вопросы по данной теме, смело звоните специалистам компании «ПЭК», и они вам с радостью помогут!

Наверх

Cкидка 10%