ОВОС: Оценка воздействия на окружающую среду - База знаний ПЭК ЭКО
8 (995) 220-70-16

Пн - Пт с 8:00 до 18:00

instagram @pek.eco

Соответствие международным стандартам

Соответствие международным стандартам

Официальный член торгово-промышленной палаты

ОВОС: Оценка воздействия на окружающую среду

ЭкологияЗаконы

ОВОС – что это?

ОВОС или оценка воздействия на окружающую среду – это процесс всестороннего и комплексного анализа влияния планируемой хозяйственной деятельности, как правило, строительства некоего объекта или его реконструкции, на состояние внешней природной среды. В ходе данного процесса выявляются факторы, способные принести вред окружающей среде и разрабатываются способы их возможной нейтрализации.

ОВОС включает в себя следующие задачи:

  1. Анализ состояния природной территории, на которой будет осуществляться планируемая деятельность.
  2. Оценка потенциального вреда, который может быть нанесен среде.
  3. Определение возможных способ реализации деятельности с минимальными экологическими последствиями и последствиями для других сфер общественной жизни.
  4. Предание гласности разработанному способу осуществлению деятельности, принятие общественного мнение и его учет при составлении окончательных ОВОС-материалов.
  5. Выбор оптимального способа осуществления строительства/реконструкции.

Цель проекта ОВОС:

принять экологически направленное решение о возможности проведения запланированного вида деятельности с минимизацией последствий для природной среды.

Результат проекта ОВОС:

разработка природоохранных мер по минимизации экологических последствий для природной среды, определение наименее затратного и наиболее выгодного с экологической точки зрения метода реализации данного вида деятельности.

Проведение процедуры ОВОС

Процесс оценки воздействия строительства на окружающую среду можно разделить на этапы.

  1. Составление ТЗ (техническое задание на оценку влияния на природную среду и разработку сопутствующей         документации) и передача его в органы местного самоуправления. ТЗ традиционно должно включать в себя:
  • общая характеристика планируемой хозяйственной деятельности
  • цели и задачи данной деятельности
  • намечаемый метод осуществления данного вида деятельности
  • существующие альтернативные способы реализации данного вида деятельности
  • иные относящиеся к делу сведения, предполагаемые НПА
  1. Намечаются даты общественных обсуждений ТЗ.
  2. Общественности сообщается место, в котором можно получить доступ к предварительно разработанному ТЗ и сроки на его изучение. В течение месяца органы местного самоуправления принимают замечания и пожелания со стороны общественности, которые впоследствии будут учтены при разработке итогового варианта технического задания.
  3. По истечении месяца общественное обсуждение закрывается, и ТЗ проходит доработку. После составления его окончательного варианта, в разработку поступает собственно проект ОВОС.

Материалы ОВОС проходят идентичную процедуру общественных обсуждений. На изучение документации и высказывания общественного мнения отводится также 30 дней. После этого результаты обсуждений подытоживаются местным органом самоуправления в единый документ. Проект ОВОС дорабатывается с учетом данных корректив.

Передача материалов по ОВОС на государственную экологическую экспертизу

Последний этап разработки проекта ОВОС – это предоставление его материалов вместе с обосновывающей документацией на ГЭЭ.

Напомним, что государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) направлена на определение соответствия планируемой деятельности экологическим стандартам и требованиям в целях недопущения действий, способных оказать существенное негативное воздействие на компоненты природной среды, а через них – на экономическую, социальную и иные сферы жизни общества. Органом, занимающимся организацией ГЭЭ, является Росприроднадзор и его территориальные органы.

Подача проекта ОВОС на ГЭЭ может проходить через личный кабинет природопользователя. Существенным моментом является полноценное формирование пакета документов: именно от его комплектности зависит разрешение на проведение экспертизы. В случае с личным кабинетом необходимо быть внимательным: к заявлению допускается прикрепление только 10 файлов, каждый весом не более 20 мБ. В случае, если пакет сформирован некорректно, заявителю дается месяц на внесение исправлений и предоставление недостающей документации.

При получении от Росприроднадзора положительного ответа, заказчик экспертизы получает счет на оплату. Подтверждение оплаты отправляется в территориальное управление Росприроднадзора, которое выносит Приказ о начале экологической экспертизы. Процедура экспертизы должна составлять не более 2 месяцев с ее официального начала (согласно последнему административному регламенту № 923 от 31.07.20, вступающему в силу 20.03.21). Экспертиза осуществляется экспертной комиссией, назначенное Росприроднадзором; заказчик при этом имеет право также в нее входить. Для участия в комиссии необходимо четко обозначить соответствующее пожелание в направляемых документах.

При этом стоит учитывать, что прямые контакты заказчика с экспертной комиссией запрещены. Общение происходит через консультанта Росприроднадзора.

С прохождением через ГЭЭ проект ОВОС считается утвержденным и согласованным. Результатом экспертизы является заключение о соответствии подэкспертной хозяйственной или иной деятельности экологическим стандартам и регламентам, законодательству в области охраны окружающей среды.

Практика разработки ОВОС и прохождение через ГЭЭ достаточно непростая и ответственная, так как требует идеальной комплектации материалов и полного их соответствия законодательству. Для этого необходима полная осведомленность исполнителей в тонкостях нормативных актов в сфере экологической безопасности.

Специалисты компании «ПЭК-ЭКО» будут рады вам помочь в осуществлении данных процедур. Для консультации или заказа услуги, пожалуйста, связывайтесь с нами по указанным контактам или через форму на сайте.

Наверх

Cкидка 10%